Новая техника в войска, как обещал президент, начнет массово поступать в 2011 году - оборонка может просто не дожить
Президент
России Дмитрий Медведев заявил, что в ближайшее десятилетие армию ждет
кардинальное перевооружение. Несмотря на текущий финансовый кризис
к 2020 году рода войск будут переоснащены новой техникой на 30-50%, а
«по некоторым позициям – на 85-90%». С одной только поправкой,
перевооружение начнется не прямо сию минуту, а только с 2011 года,
когда и пойдут основные закупки.
Конкретных цифр - в миллиардах рублей - президент не назвал, да и на
пару лет «отложенный платеж» настораживает. Однако даже эти
перспективные планы могут быть похоронены в зародыше. По той простой
причине, что пресловутого нового оружия у нас просто нет. Почти не
осталось и тех, кто способен не то, чтобы даже его разработать, но хотя
бы «отлить в металле».
Ситуация на Урале – прежде крупнейшем оружейном цеху страны – наглядно это доказывает.
Не секрет, что большинство военных новинок, которые военные показывают
нам и президенту Медведеву, разрабатывались еще в СССР. Например,
большинство наших танков – образцы 30-40 летней давности. Свердловский
«Уралвагонзавод», единственное танкостроительное предприятие России,
последние годы делает заказы для Индии и других азиатских государств. В
российские Вооруженные силы поставляли по десятку танков Т-90 в год.
При этом генеральный директор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко высказывался о выпускаемых его предприятием танках так: «Если
в ближайшие пять лет новое изделие не сделаем, можем смело писать на
наших машинах «телеги УВЗ». Сиенко высказывается и о смежниках: «Мы
призвали всех комплектаторов к тому, чтоб они заканчивали выпускать
электроприводы для тачанок Василия Чапаева. Эти все мнимые
радиостанции… Мы с этими сундуками ходим, вытаскиваем и говорим — мы
самые лучшие в мире. А по ним невозможно разговаривать. И мы сказали:
вы либо приводите свою продукцию в божеский вид и снижаете цену, либо
мы будем обращаться к «Мотороле»… Зайдешь на выставке в зарубежный
танк, сидишь, как, если не в Mercedes, то в Volkswagen. В наш залезешь
— артерии какие-то везде торчат…».
Таким образом, миф о советской/российской танковой боевой мощи – в том
числе, потенциальной - развевают даже те, кто эту мощь создавал.
В Челябинской области вообще традиционно на нужды обороны работает
целый ряд предприятий. В их числе заводы «Станкомаш», «Пластмасс»,
«Урал», АМЗ, «Сигнал», ЧТЗ, некоторые другие. «Сигнал» выпускает
пиротехнические изделия. «Пластмасс» производит боеприпасы и
промышленную взрывчатку. «Станкомаш» - это научно-производственный
комплекс. Его функция - наукоёмкие опытно-конструкторские разработки с
полным циклом создания нового оборудования. В этом же ряду Челябинский
тракторный завод (ЧТЗ), который поставляет танковые двигатели
«Уралвагонзаводу». Наконец, автомобильный завод «Урал» выпускает
грузовики для военных нужд.
Нынешним летом правительство Челябинской области забило тревогу: не
решены проблемы финансирования оборонного заказа. По «Сигналу» конкурс
на оборонзаказ был признан несостоявшимся, по «Пластмассу» – перенесен,
по «Станкомашу» конкурс прошел 14 мая, однако авансовый платеж не
поступил. В августе был признан банкротом автоматно-механический завод
(АМЗ). Здесь делали корпуса для снарядов и патронов, элементы для
систем залпового огня и прочие оборонные изделия. Осенью был объявлен
банкротом «Станкомаш».
При этом осеннее обещание правительства включить тот же завод «Станкомаш»
в рамки российского контракта с Венесуэлой вселило оптимизм в
руководство региона. Областное министерство промышленности не уточнило,
какая часть суммы из 300-миллионного контракта придёт на счета
«Станкомаша». Зато со сроками ясность есть. Участие в контракте с
Венесуэлой позволит заводу продержаться семь месяцев. Но никак не до
2011 года, когда, по словам президента Медведева, войска начнут
закупать новую технику.
У других предприятий ситуация не проще. Челябинский Тракторный завод работает
на 3-х дневной рабочей неделе. Это следствие общего кризиса со сбытом
продукции. Гособоронзаказ давно уже не делает для ЧТЗ погоды.
Автозавод «Урал» (город Миасс, Челябинской области) в случае
непродления контракта с Минобороны может потерять 50 % общих объемов
заказов. Трехлетний контракт завода с Минобороны на восемь миллиардов
рублей был заключен в 2008 году. Он предусматривал поставку семи тысяч
автомобилей. Этой осенью планировалось принять решение о продлении
контракта. Однако в октябре завод «Урал» уведомили из Минобороны:
нового госконтракта не будет.
Потом эту информацию опровергли. Но последнее сообщение гласило:
Минобороны рассматривает возможность полного отказа от сотрудничества с
«Уралом» в пользу завода КАМАЗ. После выяснилось, что и с КАМАЗом
объемы сотрудничества военного ведомства могут быть сокращены.
К слову, автозавод «Урал» относят к классу градообразующих предприятий.
Здесь работает 14 тысяч человек (население Миасса, где находится завод,
200 тысяч человек). «Урал» вошел в утвержденный правительством России
перечень производителей автомобильной и дорожно-строительной техники
(всего их 20), которые могут получать госзаказы без проведения тендера.
Но гарантий продления заказа от Минобороны нет.
Много лет не может решить проблему возврата долгов от Минобороны и завод «Пластмасс»
(г. Копейск Челябинской области), которому государство задолжало 120
миллионов рублей. По словам генерального директора этого завода Вячеслава Шестопалова, в условиях многомесячных задержек платежей министерства выход был найден в развитии… нанотехнологий!
Дословно слова генерального директора звучат так: «Мы взрываем гексоген, и получаем наноалмазы»!
Спрос на эту продукцию хоть и ограниченный, но постоянно растущий. У
завода «Пластмасс» заключены соглашения с научными центрами Москвы,
Петровским научным центром, Южно-Уральским государственным
университетом, челябинской компанией «Ферросплав», многими другими.
Однако при всей приоритетности направления стоит иметь в виду, что
нанотехнологические продукты - лишь инновационная модернизация
существующих товаров. Разные там углеродные нанотрубки, нанокомпозитные
структуры, включая наноалмазы, используются в производстве, но до
создания товаров для массового рынка дело не дошло. Нанотехнологии не
могут стать основой промышленного подъема в оборонном секторе.
Ситуация на оборонных предприятиях других регионов с некоторыми
местными отличиями повторяет то, что происходит в Челябинской области.
Интересно, но министр обороны Анатолий Сердюков до сих пор вовсе не горел желанием увеличивать объем закупок вооружений. Предлагал
сначала «подготовить теоретическую, методическую и законодательную базу
для внедрения элементов системы программно-целевого управления в
практику бюджетного процесса Вооруженных сил», «выработать единые
методики и критерии к проверкам финансовой и хозяйственной деятельности
органов военного управления, воинских частей, соединений и
организаций», сформировать «систему планирования и распределения
военных расходов на основе утверждённого бюджета». А также развивать тыловое обеспечение, ввести новые нормы пайков (то есть лучше кормить).
С одной стороны, он прав. Голодным и раздетым солдатам нельзя доверять
современную дорогостоящую технику. С другой, становится все очевиднее –
ситуация с непрозрачностью расходов Минобороны зашла так далеко, что
увеличивать их и дальше совершенно невозможно и ненужно. А это
означает, что пока дело от организации нормального питания в армии
дойдёт до грамотно выстроенной системы закупок вооружений, многие
оборонные предприятия страны могут остановиться.
Источник: http://svpressa.ru/society/article/17019/ |