Четверг, 21.09.2017, 13:28Главная | RSS
Меню сайта
Рекомендуем

Вход на сайт
Поиск
Мой опрос
Кто лучше?

Всего ответов: 2378
Статистика
Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сказать спасибо

Оценка и выводы

Вооружение и защищённость
По мощности своего артиллерийского вооружения, Т-90 как минимум не уступает другим современным основным боевым танкам. Баллистические характеристики 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М настолько близки к характеристикам зарубежных аналогов — 120-мм пушек «Рейнметалл» 120 mm L44 и L55, GIAT CN120-26 или нарезной 120-мм L30A1, что их реальная эффективность гораздо больше зависит от используемых боеприпасов. Наиболее современные российские бронебойные подкалиберные снаряды по своим характеристикам немного уступают западным аналогам, поскольку в применяемом автомате заряжания невозможно разместить БПС с типичными на сегодня коэффициентами удлинения 35—40: предельная длина активной части ограничена 677 мм и может быть повышена при модернизации АЗ лишь до 750—770 мм. Имеется отставание и во внедрении высокоэнергетических баллиститных метательных веществ (125-мм боеприпасы используют исключительно пироксилиновые пороха). Некоторые специалисты также отмечают, что перевооружение российских танковых частей новыми боеприпасами проходит очень медленно. По мнению некоторых экспертов, Т-90 превосходит большинство западных танков в возможностях поражения небронированных целей и разрушению укреплений благодаря наличию осколочно-фугасных снарядов, но это мнение спорно, поскольку роль осколочно-фугасных снарядов на западных танках выполняют не только кумулятивные-осколочные снаряды, имеющие меньшее осколочно-фугасное действие, но и картечные снаряды, эффективные против незащищённой живой силы противника.

Вместе с тем, комплекс управляемого вооружения Т-90, не имеющий аналогов ни на одном из зарубежных танков, за исключением некоторых из основанных на советских же Т-72 машин, обеспечивает ему значительное преимущество в поражении бронированных целей на больших дистанциях. Гладкоствольные пушки, ставшие стандартом для основных боевых танков, отличаются значительным рассеиванием на дальностях, превышающих дистанцию прямого выстрела, которая по целям типа «танк» для 120-мм или 125-мм пушек составляет немногим более 2 км для подкалиберных и 1,5 км для кумулятивных боеприпасов. Если для традиционного артиллерийского вооружения западных танков эффективное поражение целей на дистанциях более 2500 метров уже значительно затруднено, то комплекс управляемого вооружения обеспечивает Т-90 эффективное поражение целей на дальности до 5000 метров, при этом не требуя от наводчика значительных навыков, хотя и требуя соответствующих условий местности, позволяющих обнаружение целей на подобных расстояниях. Более того, в руках опытного наводчика, комплекс позволяет проводить и более сложные операции, прежде всего — попадание ракетой в значительно менее защищённую крышу башни танка, что особенно ценно с учётом низкой эффективности современных танковых пушек против лобовой брони всех современных основных боевых танков, практически, способных пробивать лобовую броню друг друга лишь при попадании в уязвимые места. Бо́льшая дальность эффективного огня Т-90 позволяет также отчасти нивелировать недостаток применения на нём автомата заряжания — меньший темп стрельбы в начале боя, по сравнению с ручным заряжанием, использующимся на большинстве западных танков, за исключением Типа 90 и «Леклерка»; причём автомат заряжания последнего обеспечивает ему и существенно бо́льшую, по сравнению с Т-90, скорострельность. Помимо превосходства в танковой дуэли, бо́льшая дальность эффективной стрельбы Т-90 позволяет ему более успешно противостоять оснащённым ПТУР легкобронированным или небронированным машинам, которые хоть и совершенно не защищены от ответного огня танков, могут поражать их, находясь за пределами дальности эффективной стрельбы традиционного танкового орудия.

Система управления огнём Т-90 некоторыми специалистами оценивается как вполне современная и как минимум не уступающая наиболее совершенным зарубежным аналогам. С другой стороны, командирский прицельно-наблюдательный комплекс лишён горизонтальной стабилизации, дальномерного поста, тепловизионного канала, имеет ограниченные углы горизонтального наведения вместо панорамного обзора; прицелы наводчика выполнены как отдельные комплексы (в зарубежных и современных российских СУО прицел наводчика — единый многоканальный прибор); стабилизатор Т-90 крайне неточен, что выяснилось на сравнительных испытаниях Т-80У с аналогичным СТВ: таким образом, по многим параметрам СУО уступает даже западным разработкам конца 1980-х. Вместе с тем, Т-90 ранних выпусков, составляющие подавляющее большинство Т-90 в российской армии, оснащены устаревшими пассивными приборами ночного видения, значительно уступающими по своим возможностям, особенно в максимальной дистанции обнаружения цели, тепловизорам, являющимся стандартом на западных танках. Так, именно на счёт несовершенства приборов ночного видения Т-72, аналогом которых, пусть и усовершенствованным, являются приборы ранних Т-90, относят значительную часть вины за их высокие потери в Ираке в 1991 году, когда им пришлось вести бой против оснащённых тепловизорами «Абрамсов». Лишь на Т-90А и Т-90СА начали устанавливаться тепловизоры, не уступающие зарубежным аналогам производства начала 1990-х гг., но количество Т-90А в российской армии всё ещё незначительно. По некоторым данным, на Т-90А также внедрён стабилизатор с современными характеристиками.

Живучесть
Топливная система на Т-90 относительно уязвима что связано с тем, что из-за крайне плотной компоновки моторно-трансмиссионного отделения, места для топливных баков в нём уже не остаётся и они вынесены частично в боевое отделение, а частично — в лобовую оконечность корпуса, где вероятность их поражения огнём противника значительно выше. При этом, баки не изолированы от экипажа, в отличие от танков западной школы танкостроения, где они размещаются в моторно-трансмиссионном отделении. С другой стороны, по сравнению с подобной компоновочной схемой, защищённость топливных баков на Т-90 выше при обстреле с бортовой проекции, благодаря дополнительным бортовым экранам и динамической защите по бортам отделения управления, хотя проблемы опасности для экипажа в случае поражения топливных баков это не снимает.

Другой проблемой Т-90 является размещение его боекомплекта, который находится в боевом отделении и никак не изолирован от экипажа, так что его детонация гарантированно приводит к практически полному уничтожению танка. На Т-90А эта проблема отчасти решена, за счёт дополнительного экранирования автомата заряжания и укладок боеприпасов вне него, но по-прежнему остаётся нерешённым вопрос о безопасности экипажа в том случае, если детонация всё же произойдёт. Эффективность применяемых на западных танках мер защиты экипажа — вынесения боекомплекта в отдельный отсек, как правило в корме башни, снабжённый вышибными панелями, также находится под вопросом. Так, защищённые по этой схеме танки M1 «Абрамс» в ходе боевых действий уничтожались детонацией боекомплекта — несмотря на вылет вышибных панелей, взрыв успевал уничтожить танк, однако по утверждениям США, эта система продемонстрировала свою надёжность. При этом, по мнению некоторых авторов, расположение боекомплекта Т-72 и Т-90 горизонтально на полу боевого отделения, в менее поражаемой области, в боях на практике показало значительное снижение вероятности детонации даже по сравнению с Т-80, у которого боекомплект также расположен на полу боевого отделения, но вертикально. На западных танках стандартным решением является размещение боекомплекта в кормовой нише башни, которая также подвержена обстрелу, но позволяет реализовать вышибные панели (с подобным решением экспериментировали на позднесоветских танках «Объект 291» и «Объект 640»)

Надёжность и технологичность
Достоинства
  • Высокая защищённость — динамическая защита в совокупности с пассивной бронёй уверенно защищает танк от современных западных противотанковых снарядов.
  • Наличие средств противодействия высокоточному оружию.
  • Малая масса и размеры, способствующие стратегической подвижности, габаритной проходимости, малозаметности на поле боя и снижению вероятности поражения.
  • Широкая номенклатура боеприпасов, включающая в себя ОБПС, ОФС (в том числе с дистанционным подрывом и готовыми поражающими элементами), КС и управляемые ракеты.
  • Отличная проходимость, надёжная работа в широком диапазоне температур, превосходная ремонтопригодность.
  • Значительно более низкая цена (ориентировочно 2,35 млн долларов).
Недостатки
  • Отсутствует защита экипажа от взрыва боекомплекта, обусловленная его размещением и большим размером. На Т-90А боезапас, по некоторым данным, прикрыт бронеперегородкой и проблема отчасти решена, однако остаётся существенной.
  • Т-90 несколько уступает в подвижности зарубежным танкам из-за механической трансмиссии и неавтоматизированной коробки переключения передач. Хотя с установкой нового 1000-сильного двигателя танки Т-90С и Т-90А сравнялись с зарубежными аналогами по этому показателю, причем некоторых стали заметно превосходить.
  • На серийных машинах отсутствует танковая информационно-управляющая система (ТИУС), обеспечивающая поступление сведений в реальном времени о поле боя, о положении машин своего подразделения, о техническом состоянии танка. По состоянию на 2006 г. российская ТИУС проходит испытания на модернизированном Т-72Б2 «Рогатка».
  • Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С лишён горизонтальной стабилизации и дальномерного канала и настоятельно требует замены. Наиболее приемлемой альтернативой представляется панорамный прибор Б07-К1, либо его усовершенствованный аналог «Соколиный глаз» с независимым тепловизионным каналом.
Общий вывод
Сравнение Т-90 и других современных ОБТ неоднократно проводилось как военными экспертами, так и журналистами. Результаты этих исследований зачастую противоречат друг другу и приоритет тому или иному танку отдаётся исходя из личных предпочтений автора. Некоторые авторы вообще считают, что общее теоретическое сравнение танков невозможно и даже реальные боевые действия не дают окончательного результата — важно учитывать тактику применения, подготовку экипажей, техническое обслуживание техники, которые имеют зачастую большее значение, чем свойства самого танка. Важной и относительно объективной оценкой в мирное время является  коммерческий успех  ОБТ (см. Главная станица) так  как  заказчики   перед

выбором боевых машин как правило, проводят независимые многосторонние и тщательные их испытания. Однако и при этом следует учитывать, что часть в части тендеров предпочтение тем или иным танкам отдаётся по политическим причинам.

Генерал-полковник В. Полонский так охарактеризовал перспективы развития отечественных бронетанковых сил:

Планируемая до 2015 г. модернизация танков и БМП, составляющих основу танкового парка России, позволит значительно повысить уровень выполняемых боевых задач. Однако к этому времени в основных танкопроизводящих странах будет завершен очередной этап модернизации БТВТ и переход к поставке в войска очередного поколения новых машин.

В то же время следует отметить, что обеспечить дальнейшее повышение технических характеристик серийно выпускаемых и находящихся в войсках отечественных образцов БТВТ (до уровня модернизированных и перспективных зарубежных образцов) только за счет модернизации не представляется возможным.

Конструктивно-компоновочные решения, положенные в основу разработки объектов БТВТ в начале 70-х годов, не позволяют реализовать качественно новые проработки по улучшению основных боевых характеристик. В данных условиях, единственно возможным и оправданным по военно-стратегическим и экономическим аспектам является создание новых образцов БТВТ, с качественно более высокими боевыми характеристиками.


Однако заслуга Т-90 перед российским танкостроением заключается не столько в ТТХ, а скорее в поддержании производства на Уралвагонзаводе в условиях минимального государственного финансирования, что позволило заключить ряд выгодных экспортных заказов и обеспечить дальнейшую разработку танка нового поколения.