Вторник, 19.03.2024, 13:47Главная | RSS
Меню сайта
Рекомендуем

Вход на сайт
Поиск
Мой опрос
Кто лучше?

Всего ответов: 2411
Статистика
Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сказать спасибо

История создания

Российский основной боевой танк Т-90 ("Объект 188") был cоздан на ОАО «НПК "Уралвагонзавод"» в конце 1980-х – начале 1990-х годов как модернизация танка Т-72Б, под индексом Т-72БУ, однако был в 1992 году принят на вооружение Постановлением СМ России №759-58 от 5 октября 1992 г. под индексом Т-90, таким образом, он представляет собой последнюю модификацию машин легендарного семейства танков Т-72 – советских танков второго послевоенного поколения. Не претерпевая существенных компоновочных изменений, он воплотил в себе практически все лучшее, что было создано в отечественном танкостроении к середине 90-х годов XX века.




28 июня 1993 г., военный атташе посольства США в России сообщил в Департамент вооружений министерства обороны США, Вашингтон, округ Колумбия: "На полигоне Кубинка правительству России был представлен танк Т-90 с новым орудием и новой лазерной системой наведения нового поколения. Танк превосходит все мировые аналоги по дальности стрельбы и защищенности".

В танке Т-90 конструкторы реализовали новую философию боевой машины – сочетание нескольких уровней защиты и умных средств поражения. Новые приборы позволяют в любую погоду и время суток обнаружить и поразить противника раньше, чем тот успеет подойти на дистанцию стрельбы. Благодаря возможности стрельбы управляемыми ракета из ствола пушки, Т-90 обладает самой длинного рукой в танковом мире – рабочая дистанция 5 км. Впервые в мировой практике применен комплекс оптико-электронного подавления "Штора-1". Излучения инфракрасных прожекторов создают огромную засветку и дезоринтируют управляемые ракеты с командными полуавтоматическими системами наведения и лазерными головками самонаведения. При облучении танка лазерным лучом система информирует об этом экипаж и автоматически запускает в сторону излучения дымовую гранату, создающую непроницаемое для лазера аэрозольное облако. От ручных противотанковых средств пехоты и БПС защищает многослойная броня нового поколения дополненная встроенной динамической защитой.

По словам главного конструктора Владимира Ивановича Поткина, начавшего работать в Уральском КБ в 1976 г., танк Т-90 появился на свет благодаря огромному опыту отечественного и зарубежного танкостроения, правильно поставленной в конструкторском бюро системе контроля и сбора информации за войсковой эксплуатацией танков, а также тщательно проводимым многочисленным испытаниям, особенно на стадии приема танка на вооружение армии. Следует отметить одну немаловажную особенность танков Т-90: конструкция идеально приспособлена для непрерывного совершенст-вования боевых характеристик с минимальными затратами.

Программа испытаний Т-90 была построена таким образом, что прибывшим с завода машинам с самого начала предстояли едва ли не самые сложные испытания - пробег по трассе с твердым асфальтобетонным покрытием до полной выработки топлива. На бетонной трассе определялся запас хода на одной заправке. Танк заправляли "под завязку", включая две бочки на корме машины, которые включены в систему питания двигателя топливом (всего 1700 л). Ранним утром танк вышел на трассу, остановки - один раз в 4 ч, для смены экипажа, на 1,5-2 мин, не глуша двигатель, Во втором часу ночи все участники испытаний только и ждали, когда же он остановится. И вот, наконец, раскатистое урчание прекращается, на спидометре - 728 км (при заявленных 600 км). Конечно же, кроме мастерства механиков-водителей, это заслуга конструкторов и изготовителей опытного образца, которые добились оптимального сочетания параметров и регулировок моторно-трансмиссионной установки и системы управления движением танка. Аналогичных результатов в зарубежном танкостроении неизвестно.



Во время проведения одного из ночных пробегов на 250 км имитировались условия эксплуатации танка при частичном повреждении силовой установки (утечка охлаждающей жидкости). Такая ситуация довольно реальна как в повседневной эксплуатации, так и в боевой обстановке, где особенно важно иметь запас надежности танка. Проведение испытаний было поручено механику-водителю, испытателю со стажем А. Шопову. В систему охлаждения двигателя танка было залито 35 л антифриза вместо 90 л положенных. Во время испытаний тщательно контролировались основные параметры работы силовой установки при выполнении задачи. И надо отметить, что двигатель танка Т-90 успешно выдержал этот сложный для него тест, отработав заданный программой ресурс на пределе температурного режима. Этот факт заставил окружающих несколько по-иному взглянуть на машину, все еще глубже прониклись уважением к ее разработчикам, создавшим эту надежную и на редкость неприхотливую машину.

Ресурс танка до капитального ремонта - 14 тыс. км, а танкам Т-90 пришлось "бегать" по бетонной трассе 3500 км, да и как бегать: средняя скорость движения составила 48-52 км/ч. Следует заметить, что испытания на бетоне являются наиболее тяжелыми для танка из всех пробеговых, так как твердое покрытие в сочетании с высокими скоростями движения оказывает наиболее высокое разрушающее воздействие на узлы и агрегаты танка.

Для 8-мичасового безостановочного пробега с включенной системой управления огнем обязательно выбирался сложный маршрут с бесконечными ямами и ухабами, на которых стабилизированное орудие танка от перегрузок то и дело становилось на гидростопор, был слышен нагруженный визг гидравлики стабилизатора пушки, масса которой достигает несколько тонн. Кроме этого, наводчик был обязан каждые 2-3 мин производить горизонтальный разворот башни танка в режиме "перебросочной скорости" на 360 градусов.

При испытаниях на проходимость по снегу в разгар лютой сибирской зимы Т-90 показал превосходные результаты, уверенно преодолевая протяженные снежные участки с глубиной снега от 1,1 до 1,3 м.

Трудными для танка были все этапы испытаний, но то, что ожидало его в пустыне Средней Азии, не идет с остальными ни в какое сравнение. Температура окружающего воздуха 45-50 град. в тени. На всем протяжении 100-километровой пробеговой трассы слой пыли в 10-20 см. Во время движения столб пыли за танком поднимался на несколько сотен метров, а от самого танка была видна лишь пушка и грязевые щитки гусениц. Зато след от него в пустыне был виден на десятки километров. По пылевому хвосту определяли, где находится танк, а видно его было за 40 км. Пыль была практически везде - При очистке пылесосом внутреннего объема танка от пыли, поступившей через открытые люки в ходе маршей, набиралось ее 5-6 ведер, и это за каждые 4-5 маршей.

За день танки преодолевали от 350 до 480 км, также отрабатывали, как и на бетонке, на всех видах топлива. Причем в военном округе, где проводились испытания, не оказалось керосина для двигателя танка Т-90. Был лишь керосин РТ (реактивное топливо), применение которого не разрешалось инструкцией по эксплуатации танка. После обсуждения совместно с представителями КБ было принято на свой страх и риск решение о пробегах на керосине РТ. Представители КБ явно рисковали, но, очевидно, были уверены в своем детище. Риск был еще в том, что очень большие нагрузки ложились на двигатель танка в условиях пыли и большой температуры окружающего воздуха, даже при эксплуатации на "родном", дизельном, топливе, а тут авиационный керосин. В тот раз все прошло на редкость хорошо и спокойно. Кстати, за все время испытаний танков Т-90 в пустыне средняя скорость пробегов составляла от 35 км/ч на бензине до 43 км/ч на керосине и дизельном топливе. И чтобы расставить все точки над этим вопросом, добавим, что средняя скорость эксплуатации танков (показатель, получающийся делением показаний счетчика километража на показания счетчика моточасов под нагрузкой) в строевых частях составляет 8-11 км/ч, а у нас за все государственные испытания она составила 28 км/ч.

Научиться хорошо стрелять из этого танка гораздо проще, чем научиться его хорошо водить. В принципе те несложные операции, которые выполняет наводчик, можно освоить за несколько тренировок, а практически все, что относят к искусству наводчика, взяла на себя установленная на танке система управления огнем (СУО), которая автоматически учитывает все необходимые данные для стрельбы, в том числе поправки, вызываемые отклонениями условий стрельбы от нормальных (таких, как направление и скорость ветра, барометрическое давление и температуру воздуха, температуру заряда, износ канала ствола пушки, боковой крен танка и др.) Вся задача наводчика сводится к тому, чтобы с помощью пульта наведения (в шутку называемого солдатами "джойстиком") вывести точку прицеливания на цель и нажать кнопку электроспуска для производства выстрела.

В ходе испытаний по определению огневых возможностей танка иногда и СУО заставляет относиться к себе очень и очень корректно. Во время стрельбы один из танков Т-90 стал совершать ничем неоправданные промахи. Проверка исправности СУО никаких дефектов не выявила, все функционировало нормально. Все были в недоумении. Лишь случайный взгляд командира танка на новый емкостной датчик ветра позволил объяснить неудовлетворительную работу СУО. Оказалось, все очень просто - экипаж допустил невнимательность и не был снят небольшой чехольчик с датчика ветра, а тот, естественно, находясь "в безветрии", требуемой поправки для СУО не от
рабатывал. Этот эпизод приведен не случайно, ведь техника, какой бы она "умной" не была, все равно требует к себе профессионального, квалифицированного отношения, что позволяет гораздо шире использовать ее возможности.

Огневые возможности Т-90 значительно расширились с установкой комплекса управляемого вооружения для обеспечения уверенного превосходства над всеми существующими зарубежными танками по дальности поражения целей. Сильно бронированные цели на дальности до 5 км танк Т-90 поражает с ходу (до 30 км/ч) с большой вероятностью попадания первым выстрелом. За время государственных испытаний было произведено 24 пуска ракет на дальностях 4-5 км и все они попали в цель. Опять же, надо сказать спасибо конструкторам, создавшим эту "длинную руку". Одно дело, когда на выставке в Абу-Даби из танка Т-80У (имеющего такой же комплекс управляемого вооружения) опытный наводчик совершил 52 пуска управляемой ракетой на дальность 5 км и все ракеты попали в цель, и другое дело, когда на государственных испытаниях танка Т-90 все пуски ракет производились молодыми парнями, прошедшими предварительное обучение и не имевшими до этого абсолютно никакой практики стрельбы управляемой ракетой.

Ну а что может профессионал, было продемонстрировано на показе танка Т-90 одной из иностранных делегаций. Довольно опытный наводчик, выполняя упражнение стрельб, сначала с места поразил цель управляемой ракетой на расстоянии 4 км, а затем за 54 с движения со скоростью 25 км/ч поразил 7 реальных бронированных целей, расположенных на дальностях 1500-2500 м, а возвращаясь в исходное положение, передал управление огнем командиру танка, который в дублированном режиме стрельбой "с кормы" танка расстрелял еще 4 цели.

Стрельба из танка всегда впечатляет своей мощью, особенно она эффектна и наглядна в горных условиях, где цели как на ладони, кажутся совсем рядом, а до расположенных буквально за ними скал наверняка 3 км, не более. Однако при замере дальности лазерным дальномером, оказывается, что до этих скал минимум 6-7 км, а до целей - не менее 2,5 км. В таких условиях очень отчетливо видна траектория полета снарядов.

Также получилось, что, кроме трескучих морозов Сибири, невыносимой (для человека) жары и пыли Средней Азии, танку предстояло пройти через водные преграды глубиной в 5 м и 2 раза подняться на высоту 8000 м на борту транспортных самолетов ИЛ-76МД и Ан-124 "Руслан".

Сложными были испытания под водой. Танк заходил в водоем на глубину 5 м, выключался двигатель и в течение 1 ч экипаж через воздухопитающую трубу слушал в полной тишине, что происх
одило наверху за толщей воды. Такое длительное время пребывания под водой было необходимо для проверки качества герметизации элементов комплекса оптико-электронного подавления "Штора-1", которые находятся на башне танка. Хотя бояться под водой в принципе нечего, но на случай аварийного покидания танка экипаж был оснащен изолирующими противогазами ИП-5.

Один из самых ответственных этапов испытаний опытных образцов танков Т-90 - испытания на стойкость к воздействию противотанковых средств поражения, проводится обычно в завершении всей программы испытаний, так как после этого этана образец, как правило, дальнейшему использованию не подлежит. Для проверки характеристик защищенности по программе предусматривались испытания снарядным обстрелом и минным подрывом одного из опытных образцов. Начало было страшным для машины. Под одну из гусениц был заложен фугас, тротиловый эквивалент которого соответствовал наиболее мощным минам иностранных государств. Машина этот тест выдержала, т.е. была приведена в работоспособное состояние силами экипажа за установленное требованиями время. Затем танк был подвергнут жестокому снарядному обстрелу, причем "противник" бил по "слабым" местам. С каждым новым попаданием он становился все мрачнее, а после довольно приличного количества попаданий, стали отказывать системы и узлы, последним отказал двигатель.

Совсем другая судьба была у второго танка Т-90. Он прошел 14000 км, отстрелял гору боеприпасов, сменив за время испытаний два ствола к танковой пушке, и был отправлен на место своего рождения - город Нижний Тагил, где на него были установлены новые узлы и агрегаты для дальнейших исследований и испытаний.


Мало кто знает, что "Объект 188" разрабатывался параллельно со значительно более совершенным экспериментальным танком <"Объект 187">, также бывшим развитием серии Т-72. Однако вскоре после распада СССР внедрение в серийное производство «объекта 187» пришлось свернуть, и в качестве основного танка был избран более простой Т-72Б. Тем не менее, впоследствии многие прогрессивные технические решения «объекта 187» удалось применить в разных модификациях Т-90.